Что не так с экспертизами КВГА?

Уже несколько лет подряд минфин приобретает для комитета внутреннего госаудита услуги независимых экспертов в сферах строительства и информационных технологий. Мы рассмотрели эти закупки и нашли в них несколько неоднозначных обстоятельств. 

По закону, КВГА должен привлекать для экспертиз и консультаций представителей госорганов и иных организаций.   

2018-2019


Впервые конкурс на закупку экспертной деятельности в строительной и IT сферах КВГА объявил в феврале 2018 года. Тогда закупка была отменена, но почему – никому неизвестно. Там, где должна быть опубликована информация о причинах отмены конкурса, прикреплён файл с технической спецификацией. 

В том же месяце провели ещё один конкурс, затем повторили попытку в апреле 2018. Оба раза никто не подал заявок. В мае попытались закупить напрямую, без конкурса – и вновь не у кого. В июле смогли найти по одному поставщику на каждую сферу и всё-таки приобрели услугу напрямую после несостоявшегося конкурса. Аналогичная ситуация и в 2019 году. 

2020-2021

В 2020 и 2021 годах удалось закупить IT-экспертизу при помощи конкурса (оба раза выигрывала одна компания), строительная так и осталась без поставщика. Однако между этими закупками есть разница. В 2020 году сумма договора была чуть меньше 2.5 миллионов тенге, в 2021 – почти 12.5. 

Вместе с шестикратным увеличением суммы в 2021 году появилось требование о наличии трёх аккредитованных экспертов. Теперь им требуется иметь квалификационное свидетельство на право проведения судебной экспертизы. Для чего было введено подобное требование, никто, разумеется, не объяснил. 

В 2020 году закупка примечательна ещё одним требованием. В сфере строительства заказчик хотел эксперта, имеющего допуск к деятельности, связанной с государственными секретами. 

Согласно закону, подобные закупки должны проводиться с применением особого порядка. Де-факто, покупка обычным конкурсом – прямое нарушение законодательства РК, но так как заказчик отказался от закупки, никаких разбирательств по этому поводу не последует.

2022

В предыдущем году сумма закупки снова увеличилась в несколько раз: с 13 до 90 миллионов в IT и с 20 до почти 100 миллионов в строительстве. Поставщик тоже новый, и для обеих сфер – один и тот же. «ОРДАИНЖИНИРИНГ», основной сферой деятельности которой является строительство, поставляет экспертизу и в информационных технологиях тоже. 

Чем обусловлен такой скорый рост затрат на экспертизу – ясно лишь отчасти. 

С прошлого года увеличенные объёмы стали прописывать в технической спецификации. Так, например, в первых закупках в 2018 году (IT-сфера) указывался объём в 398 часов, а в 2022 – 23653 часа. При этом документация в остальном практически не поменялась, у заказчика ровно те же требования к поставщику, что и ранее. Действительно ли необходимо закупать такой объём работ? Объём закупок в 60 раз не менялся. 

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза может быть произведена в рамках уголовного, гражданского либо дела об административном правонарушении. Если она не имеет отношения к делу, рассматриваемому в суде, то не является судебной. Аудитэто именно досудебная процедура

В технической спецификации указано, что заключение эксперта может быть использовано в суде. Однако для чего наличие «корочки» специалисту для проведения аудита – вопрос. Почему до этого они не нужны были четыре года, тоже неизвестно. Сколько из рассмотренных экспертом ситуаций потребуют разрешения судом? Почему отсеивают квалифицированных экспертов излишним требованием судебной экспертизы?

2023

В 2023 году суммы и вовсе подскочили до 600 с лишним миллионов за экспертизу в каждой сфере. Теперь экспертиза в пересчёте на время требуется в количестве 121 тысячи часов (больше года без выходных для 40 человек) и в IT, и в строительстве. 

Потенциальные исполнители просят снизить эти цифры – жалуется даже прошлогодний поставщик. В стране нет такого количества экспертов, тем более, имеющих требуемое заказчиков право судебной экспертизы. 

В то же время они просят увеличить оплату более, чем в два раза на каждого эксперта, учитывая рыночную стоимость часа работы специалиста. 

За 5 лет бюджет закупки экспертиз вырос в 240 раз, причём увеличили его тремя рывками. Заказчик вводит излишние и явно отсеивающие квалификационные требования, при этом запрашивает количество экспертов, которым страна не обладает. Увеличение объёма работы в 300 раз (с 400 до 121000 часов) тоже выглядит достаточно подозрительным. Почему КВГА вдруг потребовалось настолько увеличивать объёмы экспертиз? 

Не смогли посчитать нормально рассчитать или «прощупывают дно» раздувания бюджета?