Основные виды госзакупок и как в них ориентироваться

Часто мы пишем о том, что кто-то заключил с кем-то прямой договор без конкурса. Иногда говорим о вреде государственного социального заказа. Продвигаем идею о том, что необходимо как можно большее количество открытых конкурсов. Однако ни разу не писали о том, что всё это значит. 

Что такое государственная закупка? 

Государственная закупка – это приобретение товаров, услуг и работ за счёт бюджетных средств или собственных доходов государственных учреждений. 

Регламентируются они Законом РК «О государственных закупках» и приказом министра финансов «Об утверждении Правил проведения государственных закупок».

Какие бывают способы осуществления государственных закупок? Какие в каких случаях применяются? 

Открытый конкурс 

Основным и приоритетным способом проведения государственных закупок является открытый конкурс. Осуществляется он по следующей процедуре: 

  1. Заказчик публикует объявление о закупке. 
  2. Потенциальные поставщики подают заявки на участие и предлагают свою цену. 
  3. Конкурсная комиссия рассматривает поданные заявки. 
  4. Для каждого поставщика рассчитывается условная скидка. 
  5. Победитель определяется на основании наименьшей предложенной цены и наибольшей условной скидки. С ним заключается договор. 

Почему открытый конкурс – это хорошо? 

Открытые конкурсы позволяют зарабатывать и развиваться наиболее приспособленным к рынку фирмам. Такой способ осуществления закупки значительно снижает вероятность того, что компания и государственное учреждение вступили в сговор. 

Конкурс – это основа всякой конкуренции, а конкуренция – главный двигатель экономики. Преимуществом конкурса является и то, что он позволяет компаниям получать государственные заказы даже без наличия большого опыта работы и существенной доли рынка. 

Закупка из одного источника (от конкурса)

Очень часто можно встретить закупки из одного источника по несостоявшемуся конкурсу. 

Она осуществляется в тех случаях, когда не удалось найти поставщика при помощи конкурса. В таком случае госучреждение второй раз публикует объявление о конкурсе. 

Если не находится хотя бы двух компаний, готовых поставить нужные товары и услуги, заказчик может обратиться к единственному участнику конкурса. 

Если не находится даже одного поставщика, то заказчик может найти на рынке или среди других государственных организаций подходящую фирму и заключить с ней договор. 

Закупка из одного источника (прямой договор) 

Важнейший (для нас) способ госзакупки – это закупка из одного источника путём прямого заключения договора. При прямом договоре конкурс не проводится вовсе. Заказчик сам находит подходящие организации (минимум — три)  и решает, кому из них отдать предпочтение. Это создаёт коррупционные риски.

Для прямого договора всегда требуется обоснование в виде ссылки на пункт закона. Их не очень много – 57, однако и среди них есть явно избыточные. К тому же некоторые пункты расширяют количество НПА, которые могут быть использованы в качестве обоснования. Например, есть пункт, позволяющий закупать из одного источника у лиц, определенных решениями правительства (постановлениями, указами и т.д.).  

Почему прямой договор – это плохо? 

Прямые договора убивают конкуренцию и отличаются высокими коррупционными рисками. 

Например, есть пункт, позволяющий закупать спортивный инвентарь и форму для наших спортсменов способом прямого договора. Эти услуги могут поставить разные организации. Но люди, принимающие решения о таких закупках, могут продавливать интересы конкретных организаций, получая что-либо взамен. Из-за этого траты могут быть в разы выше тех, которые были бы при конкурентном способе закупки. 

Это вредит и развитию частных предприятий, и экономии государственных денег, к тому же очень сложно понять, какая их часть действительно уходит в дело, а какая – оседает в карманах чиновников. 

Запрос ценовых предложений

Запрос ценовых предложений – один из самых прозрачных способов закупки. Когда госучреждение публикует объявление, поставщики предлагают свою цену на описанные услуги. Заказчик может лишь установить максимальную сумму. Стоимость такой закупки не может превышать 8000 МРП.

В таком конкурсе побеждают поставщики, предлагающие выполнение заказа за наименьшие средства. Цену можно предложить только один раз. Очень важно, что в запросе ценовых предложений к минимуму сведено участие самого заказчика – победитель автоматически определяется порталом. 

Почти так же устроен аукцион. Его отличает только тот факт, что он проводится в режиме реального времени в течение дня. Цену в аукционе поставщик может снижать несколько раз, но только на шаг аукциона (от 0.5 до 5%), который устанавливается для конкретной закупки. 

Другие способы государственных закупок

Иные методы осуществления государственных закупок встречаются значительно реже. У нас отдельные посты о закупках с использованием рейтингово-балльной и закупках с помощью государственного социального заказа – советуем ознакомиться и с ними. О закупках с применением особого порядка мы ещё расскажем в будущем. 

Главное, что нужно помнить – есть ли в выбранном способе место для конкуренции. Если подозреваете, что нет, то обязательно сообщайте нам.