«Туринский процесс» в Казахстане

Министерство просвещения ищет поставщика для проведения исследования по Европейскому образовательному проекту. Кратко рассказываем, что это за проект и что нужно сделать. 

Что это?

«Туринский процесс» – это международная конференция, которая проводится раз в два года (начиная с 2010). Событие, как можно понять из названия, происходит в итальянском городе Турин, его организатором является Европейский фонд образования. На нём страны предоставляют отчётность и делятся своим опытом в сфере образования.  

В список участников входят балканские, центрально-азиатские страны, Турция и несколько других государств.

Задачи проекта

Конечная цель проекта – непрерывное улучшение человеческого капитала в странах-участницах. «Туринский процесс» достигает этого через мониторинг, оценку и разработку стратегий для улучшения профессионального образования в каждой из стран. 

Особое внимание уделяется не высшему, а именно средне-специальному образованию и различным курсам повышения квалификации, которые предоставляются образовательными организациями профессионального образования и обучения (ПОО). 

Приоритеты

В программе на 2022-2024 годы страны-участницы ориентированы не только на молодёжь, получающую первое образование. Как пишут сами авторы проекта, приоритетом на текущем этапе является образование на протяжении всей жизни.

Это объясняется постоянно меняющимися условиями мира, в котором существуют работники и образовательные организации. Выделяются, в частности, изменения потребностей рынка из-за технического прогресса и последствий пандемии.  

Казахстан

Наша страна входит в список участников с момента основания проекта. Например, к результатам реализации рекомендаций «Туринского процесса» относятся: 

  • Внедрение в ПОО системы дуального обучения (теоретическая часть – в образовательном учреждении, практическая – на производстве). 
  • Привлечение МСБ к системе дуального обучения. 
  • Отказ от жёсткого образовательного стандарта на республиканском уровне и введение возможности гибкого учебного плана с 2013 года. 
  • Повышение квот для особых категорий студентов (с индивидуальными особенностями здоровья, сирот и т.д.)

Закупка

Министерство просвещения объявило конкурс на проведение исследования «Туринский процесс в Казахстане». Потратить на это планируется чуть больше 23 миллионов тенге. Работа – большая. 

До конца 15 декабря от поставщика ожидают: 

  • Проведение анкетирования среди 500 педагогов, работодателей и студентов, отобранных пропорционально количеству студентов колледжей в каждом регионе. 
  • Проведение интервью среди 60 представителей педагогов, работодателей и студентов во всех регионах. 
  • Проведение круглого стола с представителями МИО РК, МП РК, «Атамекена», сотрудниками и руководителями организаций ПОО. 
  • Разработанное положение по оценке качества образования в организациях ПОО. 
  • Разработанное руководство по применению инструментов оценки качества образования. 
  • Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере образования. 

Всё вышеперечисленное нужно представить на казахском и русском языках, часть информации и на английском. 

Прошлые исследования

Кто проводил аналогичные исследования в предыдущие годы – неизвестно. Круглый стол по обсуждаемому проекту в предыдущий раз (2020 год) организовывало НАО «Talap», но никаких договоров на проведение аналогичных исследований на сайте госзакупок нет. 

Вероятно, что проектом полностью занималась именно эта организация, поскольку с 2017 года у неё есть несколько договоров на приобретение печатной продукции и услуг переводчиков, связанных с «Туринским процессом».

Ограничения

Приём заявок – с 5 по 22 мая, но потенциальные поставщики ещё до начала приёма указали на то, что в конкурсе есть искусственное ограничение. 

Заказчик требует, чтобы у потенциального поставщика обязательно был опыт работы в организациях технического и профессионального обучения не менее трёх лет, а опыт участия в исследованиях по «Туринскому процессу» – не менее двух

Выходит, в зависимости от интерпретации, что проводить исследования могут либо те, кто уже проводил исследования, либо те, кого исследовали. «Опыт участия в исследованиях» – слишком размытая формулировка. 

Так или иначе, ограничение действительно кажется искусственным и бессмысленным. Держим руку на пульсе, внимательно следим за этим конкурсом. 

Проект важный, состояние среднего профессионального образования в Казахстане действительно нуждается в разработке реформ при международном участии. Надеемся, что здесь обойдётся без коррупции.